Секция «Антикризисное управление медицинскими электронными ресурсами»
И снова общий сбор в уютном Гербовом зале РГПУ им. А. И. Герцена. Утренняя пробежка – лучшее начало дня, именно поэтому рабочая программа второго дня Форума началась с Марафона кейсов. По теме секции участниками было предложено 4 кейса:
«Возможности цифровых ресурсов в учебном процессе и научной деятельности» — опыт разработки библиотекой электронного курса ДПО «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и его внедрение в ЭИОС вуза представила Данилова Алина Вячеславовна (заведующая библиотекой КГМУурск).
«Openbook для преподавателей» — индивидуальные рассылки новых поступлений, как способ продвижения зарубежных электронных ресурсов. «… Кто-то стоял на информировании, а кто-то не стоял, так они с претензиями к нам, почему Вы им посылаете, а мне нет?)» Семина Гаянэ Юриковна (директор научной библиотеки ПИМУ, Нижний Новгород).
«ЭБС в LMS — издание в одном клике от студента» — бесшовные ссылки в системе LMS или создание точки доступа к электронным ресурсам библиотеки, контролируемую преподавателем. «… Куда бы он не повернулся (студент или преподаватель), там есть наша кнопка и она ведет туда, куда мы его хотим направить… Преподаватель может сделать ссылку, на которую студент нажимает и, где бы он не находился, с каким бы устройством не работал, книга перед ним открывается на той странице, которую указал преподаватель…». Морозова Светлана Александровна (заместитель директора фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).
«Интеграция информационных ресурсов библиотеки и системы дистанционного обучения» — электронная полка студента как метод продвижения легитимного контента для студентов. «…У нас проходит списание (удаление из РП) источника, а в группе «Палата» VКонтакте списание не проходит… Мы не можем мешать им посещать эту «Палату», но нужно попытаться их привести к цивилизованному доступу к электронным ресурсам…». Красикова Елена Григорьевна (заведующая библиотекой УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Витебск).
«…Сейчас мы создаем зоны комфорта для использования ЭР, уже не идет разговор о том, что пользователи вообще о них не знают…» (Морозова Светлана Александровна)
Интервью «Есть такая профессия: могут ли навыки и компетенции библиотекаря дать старт новой карьере?»
«…Любой человек, который занимается своим любимым делом, всегда мечтает о профессиональном росте и в любой профессиональной деятельности можно достигать очень больших высот…» Константин Анатольевич Виноградов (зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения КрасГМУ). «… Человеку, который любит свое дело можно достичь высот везде, даже на кирпичном заводе…» Андрей Васильевич Моргун (декан педиатрического факультета КрасГМУ).
Далее рабочая программа была продолжена в классической и привычной форме – форме докладов. Эксперты-спикеры представили варианты взаимодействия с зарубежными поставщиками медицинской литературы и электронных ресурсов в современных условиях.
В своем выступлении «Ресурсы EBSCO по медицине в централизованной подписке» Соколов Андрей Владимирович (директор по развитию в России и СНГ, ЭБСКО Паблишинг, Москва) указал на низкую активность медицинских вузов в использовании ресурсов нацподписки и озвучил текущие предложения от компании EBSCO «…Я буду в своем выступлении нас немножко критиковать, но не нас с вами, те, кто сидят в зале, они – молодцы…».
Кудаев Владимир Анатольевич (генеральный директор ООО «Логосфера», Москва) в докладе «Кто теперь нам друг: комплектование зарубежными учебниками» обозначил пути комплектования зарубежными книгами, которые доступны для библиотек в настоящий момент и отметил, что наметилась стабилизации сроков и восстановления логистики поставок печатных книг. «… Все лето мы пытались приспособиться к возникшей ситуации, меняли логистические и финансовые цепочки… На сегодняшний день практически все издательства, которые мы поставляли раньше, мы можем поставлять опять… Я бы оценил, что мы смогли восстановиться процентов на 90-95%… Сейчас мы обратили свое внимание в сторону издательского рынка Индии…».
«Управление зарубежными информационными ресурсами в период неопределенности» еще один взгляд в сторону индийских ресурсов, но уже в электронном формате от Кукарцевой Александры Николаевны (специалист по зарубежным ресурсам ООО «Букап», Томск) «…Медицинское образование в Индии формировалось с учетом того, что индийские специалисты после колониального прошлого страны в составе Британской империи получали образование именно в Великобритании, поэтому, как продолжение традиций английской школы, у индийцев сильная высшая медицинская школа…».
О трендах развития современных ЭБС в своем докладе «ЭБС меняется вместе с реальностью» рассказал Чмаров Евгений Александровнич (зам. ген. директора ООО «Консультант студента», Москва). «…В последнее время мы делаем акцент на интерактивные продукты, встроенные сервисы инклюзивного образования для слабовидящих обучающихся…».
«Шаги к персонализации общения с пользователями: личные кабинеты читателей» — итоги исследования личных кабинетов медицинских библиотек озвучила Ушакова Ольга Борисовна (заместитель генерального директора по библиотечной работе ГПНТБ России, Москва) «… Человек мечтает об идеальном личном кабинете, а он в его системе уже есть, но он им не пользуется…».
Завершила дообеденную часть форума деловая игра «Электронные ресурсы как «точки контакта» с пользователями библиотеки».
Цель игры – на примере корпоративного ресурса АМБ «Большая медицинская библиотека» разобрать ситуации и места соприкосновения пользователей с электронными ресурсами библиотек.
«…Точкой контакта могут быть любые ситуации, интерфейсы, места, когда клиент пересекается с нашим ресурсом… И в точке контакта клиент принимает стратегически важное для нас решение – он либо начинает/продолжает с нами сотрудничать, либо уходит к нашим конкурентам… Нужно выбрать такие места, процессы и т.д. которые бы эмоционально воздействовали на клиента и вызывали у него положительную эмоцию…» Терехова Марина Валентиновна (Президент АМБ, директор Научно-медицинской библиотеки СибГМУ, Томск)
Игра проходила в несколько этапов. На первом этапе команда экспертов составила список возможных «точек контакта» пользователей с предложенным ресурсом. Когда эксперты исчерпали свои варианты, та же задача была адресована залу. Все предложения были внесены в заранее подготовленную презентацию. На втором этапе эксперты по очереди исключали из списка «точки», которые показались им менее перспективными для встречи пользователя с ресурсом. После сокращения списка до пяти самых удачных точек контакта, экспертов разделили на 5 групп. Каждой из групп досталась одна точка контакта. Далее команды поочередно приводили плюсы и минусы использования выбранной точки контакта.
Результаты игры сформулированы в пять точек контакта и оценку их потенциальной степени воздействия на пользователя.
- Личный кабинет БМБ (Дополнительный функционал; Управление заказами, бронирование, оповещение о новинках; красивый дизайн; Минус – ЛК много).
- Баннер в ВКонтакте (Много пользователей; мало пользователей; информация с портала; можно включить в группу на занятиях; перепост в группах университета; размещение буктрейлеров на книги; использование чатов; минус — рассеивание внимания).
- Включение изданий БМБ в ЭК библиотеки (Оперативный доступ; Книги сразу в тематической подборке с другими изданиями; минус – доступность ЭК; ссылка из ЛК).
- QR код на лекции преподавателя (Быстрый доступ; Минус – не все могут воспользоваться; Преподаватель – авторитетный источник; размещение в методических материалах; задание может строиться на материале книги).
- Ссылки в ЭИОС вуза (Студент заходит туда ежедневно; можно разместить вместе в другими обучающими материалами; минус — нет полноценного поиска; не видно весь контент).
«… Точками контакта нужно заниматься системно, ничего не работает по умолчанию…» — Терехова Марина Валентиновна. «… Такую же игру нужно провести со студентами и преподавателями…» — Соколов Андрей Владимирович.
Секция «Технологии эффективных коммуникаций с пользователями»
После обеда участники переместились в креативное дискуссионное помещение «Точка кипения РГПУ им. А. И. Герцена». Место локации было выбрано не случайно, уже сама организация пространства настраивала на командную работу и экспрессию. Открыло сессию Интервью «Есть такая профессия: что Вы хотели бы сделать для читателей библиотеки?» «…Круглосуточный доступ, удобные места для того, чтобы читать…» Андрей Васильевич Моргун (декан педиатрического факультета КрасГМУ) «…Формат открытых пространств, открытых ресурсов…» Павел Анатольевич Шестерня (проректор по научной работе КрасГМУ).
Весомый блок Марафона кейсов из пяти выступлений дал старт самой динамичной части Форума.
«БИЦ в динамике: спокойно без паники» — об особенностях работы с иностранными студентами рассказала Чарыкова Наталья Федоровна (ведущий библиотекарь БИЦ ТГМУ, Владивосток). «Русский язык – вынос мозга для иностранцев. Ну как это им понять? — ПОКАЛЕЧИЛАСЬ — ПОКА ЛЕЧИЛАСЬ… Сотрудники – ременно-приводная система: используем руки, ноги, лицо и язык жестов…».
«Курс «Информационная культура» как средство коммуникации со студентами в целях повышения их информационной грамотности» — геймификация или как сделать курс привлекательным и более эффективным. Гайнуллина Милауша Раисовна (зав. отделом социокультурных коммуникаций библиотеки БГМУ, Уфа.
«Инструмент коммуникации: сторителлинг в библиотеке» — историю одного открытия представила Долгова Валентина Васильевна (заведующая библиотекой ВолгГМУ, Волгоград). «…Гражданское и патриотическое воспитание – это любовь и уважение к тому месту, где ты живешь…».
«Научная библиотека ЧГМА ВКонтакте». Привлечение новых пользователей и мотивирование к чтению – главный акцент кейса Фаст Марии Николаевны (зав. отделом обслуживания учебной литературой ЧГМА, Чита).
«Информация для врача — здоровье для пациента». Индивидуальное информирование медицинских специалистов Кузбасса Карасева Юлия Сергеевна (зав. отделом научной информации КОНМБ, Кемерово) «… Библиотека существует с 1946 года и информирование существует с того же года, мы всегда этим занимаемся, меняется только форма…».
Главным событием дня стали Дебаты «Насильно мил не будешь?».
Для погружения в тему дебатов Шамардина Любовь Александровна (вице-президент АМБ, генеральный директор ООО «Букап», Томск) сделала вводный доклад «Что мешает нам читать? Итоги мониторинга чтения студентов медицинских вузов». В этом году акценты уже третьего исследования АМБ смещены в сторону выявления барьеров, которые возникают у студентов при обращении к ресурсам вуза. По результатам исследования был выявлен Топ барьеров для использования образовательных ресурсов:
Студенты не знают о существовании образовательных ресурсов
Студенты не имеют необходимости пользоваться ресурсами вуза
Студентам сложно получить доступ к ресурсам
Студентов не удовлетворяет качество ресурсов (сервисы, наполнение, качество контента)
Для обсуждения на Дебаты было вынесено 3 утверждения, перекликающихся с выявленными барьерами:
1. За эффективность использования электронных ресурсов вуза несет ответственность библиотека.
2. Преподаватель должен рекомендовать студентам только те электронные ресурсы, которые предоставляются в библиотеке и электронной образовательной среде вуза.
3. Организовать удобный для всех доступ ко всем электронным ресурсам вуза невозможно.
Дебаты — инструмент, который кристаллизует позиции, выводит их в радикальные состояния: только отрицание и утверждение. Участники должны хорошо аргументировать свои идеи, чтобы не скатиться в перепалку и перейти на личности. Контекст дебатов — включить критическое мышление, выявить главное, динамично обсудить важное. Нужно не переспорить команду оппонентов, а убедить судью и зрителей.
Цель проведения дебатов – организовать обсуждение сложностей, которые возникают у пользователей в процессе взаимодействия с электронными ресурсами библиотек, исключив фактор взаимной критики сторон этого взаимодействия.
По каждому утверждению в обсуждении участвовали 2 команды. На выступление четырех участников каждой команды было всего пять минут, фиксировавшихся таймером. Выступления формировались из аргументов команды, контраргументов к выступлению визави, анализа выдвинутых аргументов и комплиментарной речи в отношении аргументов и контраргументов второй команды. Всего в дебатах было 4 команды: библиотекарей, студентов, преподавателей и агрегаторов.
1 утверждение – библиотекари против агрегаторов
2 утверждение – студенты против преподавателей
3 утверждение – студенты против библиотекарей.
В дебатах агрегаторы-библиотекари равный счет, ничья. Дебаты студенты-преподаватели — студенты уверенно лидировали. В общем зачете победили студенты. Всем участники Дебатов вручили памятные сертификаты. Победителей наградили дипломами и ценными подарками от ЭБС «BookUp» — годовой сертификат с доступом ко всему контенту ЭБС, и от издательства «Кнорус» — книги.
Презентации Форума здесь.