Понимание, с помощью каких информационных ресурсов сегодняшние студенты медицинских вузов учатся, необходимо по трем ключевым причинам:
- Библиотеки медицинских университетов и преподаватели должны знать, какие из множества ресурсов, создаваемых и приобретаемых вузом, или размещенных в интернете бесплатно, реально используются студентами, чтобы не потерять связь с их образовательными потребностями.
- Чтобы обеспечить использование качественных ресурсов необходимо определить, насколько наиболее популярные среди студентов ресурсы, соответствуют учебным программам университетов и требованиям преподавателей.
- Университеты смогут более эффективно распределять ресурсы для разработки образовательных инструментов, которые студенты будут использовать.
Библиотечные исследования использования образовательных электронных ресурсов студентами обычно ограничиваются ресурсами, имеющимися в электронной среде конкретного вуза (подписными или разработанными в вузе). Эти исследования показывают эффективность использования информационно-образовательной среды вуза, но не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос, какими ресурсами студенты пользуются в своей образовательной деятельности в общем. Получение данных об уровне использования студентами общедоступных и коммерческих образовательных сервисов наряду с ресурсами вуза даст реальную картину предпочтений современных пользователей медицинских библиотек.
Цель проекта «Мониторинг показателей чтения студентов медицинских вузов» — выявить круг ресурсов, которыми регулярно пользуются студенты медицинских вузов; определить, насколько структура информационно-образовательной среды вуза соответствует выявленным потребностям студентов; на основе анализа полученных данных предложить приоритетные направления развития информационной среды медицинских вузов.
Исследование проводится один раз в год путем анкетирования студентов медицинских вузов. Каждый год задачи исследования корректируются в связи с изменением текущей ситуации, а также в соответствии с выводами и предложениями по предыдущим исследованиям. Базовые вопросы анкеты, связанные с частотой использования ресурсов, остаются без изменений с целью сравнения показателей разных лет.
Статусы участников
Руководитель. Осуществляет планирование этапов проекта, сроков. Ставит задачи остальным участникам, контролирует выполнение задач. Анализируют полученные данные.
Координаторы в библиотеках вузов. Определяют группы пользователей для исследования в своей организации, планируют и осуществляют рассылки.
Аналитическая группа. Осуществляет обработку полученных данных, создает статистические таблицы и диаграммы, пишет аналитический отчет.
Условия и этапы исследования
- Прием заявок на участие в исследовании текущего года, определение состава участников и координаторов.
- Прием и обсуждение предложений о задачах исследования текущего года. Разработка/корректировка анкеты. Обсуждение и утверждение анкеты. Создание онлайн-формы анкеты.
- Инструктирование Координаторов, согласование сроков проведения анкетирования в каждой организации.
- Проведение опроса. Длительность периода заполнения анкет 2-3 месяца.
- Еженедельное информирование координаторов о количестве ответов по каждому вузу в течение всего времени анкетирования.
- Сбор и обработка данных из анкет пользователей. Статистический анализ данных.
- Оформление аналитического отчета по проекту.
- Публикация результатов проекта, подготовка докладов на Форум АМБ.
Участники исследования
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Ижевская государственная медицинская академия,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Кемеровский государственный медицинский университет,
- Кировский государственный медицинский университет,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Омский государственный медицинский университет,
- Оренбургский государственный медицинский университет,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия,
- Южно-Уральский государственный медицинский университет.
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Витебский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Ижевская государственная медицинская академия,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия.
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Кемеровский государственный медицинский университет,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Курский государственный медицинский университет,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия.