О проекте

Введение

В 2021 году АМБ инициировала стратегическую сессию, связанную с планированием ведомственных проектов в рамках стратегии развития библиотечного дела — 2030. Очный (заключительный этап) стратегической сессии стал ключевым мероприятием XIII Библиофорума «Информационные технологии в медицинских библиотеках-2021»*. В результате совместной работы библиотекарей, преподавателей, студентов и поставщиков ресурсов сформировались направления стратегии развития сообщества медицинских библиотек. Выявленный участниками сессии Топ-5 вызовов показал, что все они напрямую или косвенно связаны с уровнем квалификации сотрудников библиотек. В связи с этим, решением большинства библиотек-участниц АМБ в 2022 году было организовано исследование «Оценка кадрового потенциала медицинских библиотек». В исследовании приняли участие 32 библиотеки России (29), Беларуси (2) и Казахстана (1).


* Итоги Стратегической сессии АМБ опубликованы на сайте ассоциации https://amedlib.ru/2021/12/22/strategicheskaya-sessiya-mediczinskie-biblioteki-v-strategii-razvitiya-bibliotechnogo-dela-v-rossii/.

Цель исследования

Дать оценку кадровой оснащенности и профессиональных компетенций сотрудников библиотек медицинских вузов, в соответствии с трудовыми функциями и компетенциями нового профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».

Задачи исследования
  1. Получить количественные показатели кадрового состава библиотек медицинских вузов (сотрудники и их рабочая нагрузка).
  2. Получить качественные показатели кадрового состава библиотек медицинских вузов (должность, образование, компетенции, стаж, знание иностранных языков).
  3. Получить показатели обеспеченности кадрами трудовых процессов медицинских библиотек в соответствии с перечнем трудовых функций и компетенций нового профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
  • Выявить перечень недостающих компетенций кадрового состава библиотек медицинских вузов (профессиональных, коммуникационных, управленческих).
  • Общая характеристика исследования
    • Методы сбора данных: заполнение унифицированной таблицы-шаблона (формат Excel); количественный онлайн опрос через сервис Google Forms.
    • Период проведения опросов: 4.05.22 по 31.08.22 гг.
    • Приглашение к участию через рассылку по базам АМБ, контакты по электронной почте и телефону.

    Исследование проводилось в два этапа. Оценка количественных и качественных показателей кадрового состава библиотек (задачи 1-3) сформулирована на основе сводной унифицированной таблицы-шаблона (Excel), содержащей данные о 663 сотрудниках медицинских библиотек — респондентах опроса. Оценка компетенций сотрудников медицинских библиотек (задача 4) сформулирована на основе результатов опроса библиотек через сервис Google Forms, содержащих данные от 32 медицинских библиотек – респондентов опроса.

    Условия исследования
    • Сбор данных: Ассоциация медицинских библиотек.
    • Объем выборки первого этапа — 663 респондента (сотрудники медицинских библиотек).
    • Объем выборки второго этапа – 32 респондента (директора медицинских библиотек).
    Вузы-участники исследования
    2022 год
    1. Астраханский государственный медицинский университет,
    2. Башкирский государственный медицинский университет,
    3. Волгоградский государственный медицинский университет,
    4. Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
    5. Витебский государственный медицинский университет,
    6. Гродненский государственный медицинский университет,
    7. Дагестанский государственный медицинский университет,
    8. Западно-казахстанский медицинский университет,
    9. Ивановская государственная медицинская академия,
    10. Ижевская государственная медицинская академия,
    11. Иркутский государственный медицинский университет,
    12. Казанский государственный медицинский университет,
    13. Кемеровский государственный медицинский университет,
    14. Кировский государственный медицинский университет,
    15. КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр, Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»,
    16. Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
    17. Кубанская государственная медицинская академия,
    18. ГБУЗ «Кузбасская научная медицинская библиотека»,
    19. Курский государственный медицинский университет,
    20. Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии,
    21. Новосибирский государственный медицинский университет,
    22. Оренбургский государственный медицинский университет,
    23. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова,
    24. Приволжский исследовательский медицинский университет,
    25. Рязанский государственный медицинский университет,
    26. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского,
    27. Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
    28. Сибирский государственный медицинский университет,
    29. Тихоокеанский государственный медицинский университет,
    30. Уральский государственный медицинский университет,
    31. Читинская государственная медицинская академия,
    32. Южно-Уральский государственный медицинский университет