Результаты

Тенденции использования медицинских образовательных ресурсов в 2022 году

Для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам студенты медицинских вузов чаще всего посещают практические занятия (средний балл – 4,8 из 5, рис. 1), большинство студентов ответили, что этим способом получения информации пользуются всегда.

Все остальные каналы получения информации используются студентами намного меньше, следующие три места по частоте использования занимают онлайн-ресурсы. Самыми популярными после практических занятий стали бесплатные обучающие видеоролики из сети интернет. Обычно эти ролики представляются из себя короткие видео различных манипуляций, они эффективны для обучения практическим навыкам и могут служить хорошей альтернативой практических занятий. Замыкают первую пятерку ресурсов печатные учебники из библиотеки. Традиционно, платные ресурсы используются студентами редко, самыми востребованными из них являются печатные учебники (рис.1). По сравнению с предыдущим годом значительно повысилось использование свободных обучающих видеороликов, открытых электронных библиотек и бесплатных интерактивных онлайн-материалов (Рис.2). Возможно, за счет увеличения количества данного вида контента в свободном доступе. При этом частота использования видеолекций преподавателей своего вуза снизилась при повышении частоты использования видеолекций преподавателей сторонних вузов.

Также на рис. 2 мы видим увеличение использования приобретенных электронных ресурсов относительно показателей прошлого года, хотя частота использования платных ресурсов по-прежнему остается в пределах ответов – «очень редко» и «никогда».

Сравнение частоты использования разных каналов получения одного формата ресурсов (рис.3) дает следующую картину: при возможности получить ресурс по всем каналам студенты предпочитают, в первую очередь, пользоваться самыми доступными, не требующими авторизации свободными ресурсами, затем — ресурсами вуза (бесплатными, но с ограничениями доступа) и, в последнюю очередь – платными ресурсами.

Исключение пока составляют видеолекции – студенты предпочитают видеолекции своих преподавателей, хотя по рис. 2 можно увидеть, что с прошлого года разрыв между частотами использования вузовских видеолекций и видеолекций сторонних преподавателей значительно сократился. Выбор интересных качественных видеолекций в свободном доступе увеличивается быстрее создания подобного контента в одном вузе, поэтому можно ожидать и далее увеличения интереса студентов к сторонним видеолекциям. С другой стороны, если популярные лекторы выкладывают свои видео не только в образовательной среде вуза, но и в свободном доступе, это привлекает к контенту вуза большое количество пользователей (при условии, что автор указывает афилляцию).

Анализ рисков для использования студентами ресурсов университета в 2022 году показал, что нет ни одного стороннего ресурса, частое использование которого приводит к снижению использования ресурсов университета. Напротив, чем чаще студенты пользуются свободными или платными ресурсами, тем выше вероятность того, что они будут часто пользоваться ресурсами университета. В топе факторов, повышающих использование ресурсов университета – частое использование бесплатных интерактивные онлайн-материалы, предполагаем что в основном это – тесты; использование бесплатных электронных библиотек (почти в 2 раза повышают вероятность частого использования ресурсов университета); использование приобретенных в личное пользование печатных учебников (в 1,7 раза повышает вероятность частого использования ресурсов университета).

Барьеры для использования образовательных ресурсов вузов

Студентов, которые отвечали «очень редко» или «никогда» на вопросы об использовании ресурсов вузов, попросили прокомментировать, по какой причине они не пользуются этим ресурсом. Им предлагались варианты ответов и возможность написать ответ произвольно.

На рис.4 представлены основные причины, по которым студенты не используют разные виды ресурсов с указанием количества ответов. Большое количество студентов не видит необходимости брать в библиотеке традиционные учебники как в печатном, так и в электронном виде. Вместо печатных учебников многие используют электронные, а вместо лицензионных электронных учебников из библиотек – их «пиратские» копии. Это не удивительно, так как самым значимым барьером для использования электронных учебников из библиотек является закрытый доступ и сложность входа на эти ресурсы.

Произвольные ответы на вопрос, почему респонденты не пользуются печатными учебниками, можно разделить на три группы – устаревшая информация в учебниках; выдают не те учебники, которые рекомендуют преподаватели; процесс выдачи-сдачи учебников не удобен.

Произвольные ответы по электронным учебникам в основном соответствовали предустановленным ответам «сложно получить доступ», «не нравится качество», только в отличие от печатных учебников, речь идет о качестве сервисов электронных платформ.

Основная причина того, что студенты не используют видеоресурсы и интерактивные материалы вузов – отсутствие у них информации об этих материалах. Возможно, такие результаты получены за счет тех вузов, в которых таких образовательных ресурсов очень мало. Но стоить отметить и то, что именно эти ресурсы находятся вне библиотечных процессов учета, хранения и организации поиска.

Суммарно топ барьеров для использования медицинских образовательных ресурсов можно представить таким образом:

  • Студенты не знают о существовании образовательных ресурсов, предоставляемых вузом
  • Студенты не имеют необходимости пользоваться ресурсами вуза
  • Студентам сложно получить доступ к ресурсам, предоставляемым вузом
  • Студентов не удовлетворяет качество ресурсов вуза (сервисы, наполнение, качество контента)

Все перечисленные барьеры, а также произвольные комментарии студентов о сложностях использования ресурсов вузов, говорят о том, что система комплектования, учета, каталогизации и продвижения ресурсов никак не связана с современными бизнес-процессами вуза и мало или неэффективно взаимодействует с ними. В результате рекомендации преподавателей на комплектование не согласуются с их рекомендациями для чтения студентов, расположение многих библиотек не дает студентам возможности полноценно пользоваться абонементами и читальными залами, доступ к информационным ресурсам сразу в процессе образовательной деятельности либо не реализован, либо реализован частично, либо неудобен для использования привыкшими к цифровым сервисам студентами. Очевидно, что на уровне библиотек можно получить только временные «заплаточные» решения этих вопросов.