Итоги XVI Форума «Информационные технологии в медицинских библиотеках» — 2024. День 1

(Авторы: Окорокова Н. А., Терехова М. В., Дорошенко А. А., Майлова Л. М., Петрова Н. Н., Долгова В. В., Мешечак Н. А.)

23 октября 2024 года в Кемеровском медицинском университете состоялся XVI Библиофорум «Информационные технологии в медицинских библиотеках».

От принимающей стороны участников Библиофорума приветствовали:

Большаков Василий Викторович, проректор по учебной работе, кандидат биологических наук, доцент КемГМУ Минздрава России.

Окорокова Надежда Алексеевна, заместитель директора научной библиотеки ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, Россия, Кемерово.

В своем выступлении Василий Викторович подчеркнул, что стремительно развивающийся мир требует от библиотек также стремительно перестраиваться. Современная библиотека становится не только центром получения медицинских знаний, но и центром формирования личности врача, давая доступ к мировому литературному наследию.

Надежда Алексеевна отметила, что современная вузовская библиотека — это полная автоматизация библиотечных процессов, как для коллег, так и для пользователей, это полная оцифровка библиотечного фонда. Мы должны так организовать пространство, чтобы студенты могли заниматься как командой, так и индивидуально.

С приветственным словом перед участниками Библиофорума выступила депутат Государственной Думы РФ, член комиссии по здравоохранению Власова Вероника Валерьевна(видеозапись)

Вероника Валерьевна передала слова приветствия и поддержки всем участникам. Она выразила мнение, что немаловажную роль в поддержке региональных систем здравоохранения играют областные медицинские библиотеки, которые способствует повышению квалификации врачей, помогают в распространении научной доказательной информации. «От имени Комитета по охране здоровья и от себя лично, рада приветствовать организаторов и участников Библиофорума. Одним из важнейших каналов информационного обеспечения научной деятельности и медицинской практики является именно медицинская библиотека. Обеспечение информационных потребностей научной, образовательной и лечебно-профилактической деятельности здравоохранения, особенно на этапе их цифровой трансформации, является актуальным вопросом для подготовки наших медицинских кадров. Библиотеки должны отвечать требованиям и запросам сегодняшнего дня, при этом сохранять связь времен и традиций, бережно относиться к богатейшему научному, идейному и интеллектуальному наследию. Сегодняшнее мероприятие, объединяющее руководителей и ведущих специалистов медицинских библиотек, издателей научной литературы и электронных ресурсов, станет главной информационной платформой для межведомственной и коллегиальной дискуссии, посвященный широкому спектру вопросов, касающихся оптимизации информационного обеспечения, практического здравоохранения. Уверена, что благоприятный климат Библиофорума послужит залогом успешной реализации интеллектуального потенциала всех, каждого из вас. Желаю всем профессионального совершенствования, вдохновения и дальнейших творческих успехов»

С приветственным словом выступила:

Сундеева Татьяна Александровна, директор «Кузбасской научной медицинской библиотеки.

Татьяна Александровна, как один из организаторов Библиофорума, выразила надежду, что данный Библиофорум станет полномасштабной площадкой для обсуждения вопросов и вызовов, стоящих перед библиотечным сообществом.

Также с пожеланиями плодотворной работы и творческой активности участникам Библиофорума обратились партнеры – представители коммерческих компаний:

Кудаев Владимир Анатольевич, генеральный директор ООО «Логосфера», Россия, Москва
Мазаева Валерия Николаевна, менеджер по работе с клиентами, ООО «Дейтабейс100К20», Россия, Москва
Молчанов Антон Викторович, генеральный директор ООО «Консультант студента», Россия, Москва
Лагутко Светлана Николаевна, коммерческий директор издательской группы «КНОРУС», Россия, Москва
Кондакова Оксана Николаевна, коммерческий директор ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», Россия, Москва
Халюков Аркадий Владимирович, генеральный директор компании «Пульс науки», Россия, Москва
Пленарное заседание открыла заместитель директора научной библиотеки ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России Окорокова Надежда Алексеевна с подробным анализом работы библиотеки: приоритеты в комплектовании, наполнение электронной библиотеки, работа по пропаганде фондов и ресурсов, интеграция библиотеки в деятельность вуза. Вице-президент АМБ Шамардина Любовь Александровна выступила с докладом: Фокус мышления руководителя. «Мы недооцениваем ущерб для организации от вовлеченности руководителя в производственные задачи. Опора исключительно на прошлый опыт мешает развитию организации. Способность мыслить будущим присуща разным людям в неодинаковой степени. Мышление будущим – это компетенция, которую можно приобрести и развивать»
Торжественную часть Форума завершила церемония награждения победителей рейтинга сайтов библиотек медицинских вузов в 2024 году и почетных участников Форума с вручением памятных сувениров («Шаль библиотечная» – как «символ причастности» к нашей профессии).

Благодарственными письмами от депутата государственной думы федерального собрания РФ за значительный вклад в развитие библиотечного дела, активное содействие образованию и культуре, а также за неоценимую помощь в профессиональной подготовке медицинских специалистов были отмечены члены Ассоциации медицинских библиотек: Терехова М. В., Шамардина Л. А., Мешечак Н. А., Семина Г. Ю., Чарыкова Н. Ф., Майлова Л. М.

Рабочая программа стартовала секцией «Хорошо там, где мы: создаем комфортную среду в библиотеке» где было представлено 4 доклада. Перед докладами участникам Форума было предложено к просмотру видеоинтервью медицинских вузов России на тему «Какой вы видите библиотеку вуза будущего через 3 года и нужна ли она?».

Скипор Инна Леоновна (проректор по учебной и воспитательной работе, доцент кафедры цифровых технологий и ресурсов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук, доцент, Россия, Кемерово) в докладе «Цифровизация как стратегическое направление развития медицинских библиотек» обратила внимание участников Форума на документальную базу цифровой трансформации библиотек, рассказала о существующих проектах цифрой трансформации в отрасли культуры и сфере науки и высшего образования, указала направления цифровой трансформации медицинских библиотек. Дворовенко Ольга Владимировна (зав. кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук, доцент, Россия, Кемерово) в докладе «Цифровая среда как способ продвижения ресурсов медицинских библиотек» выделила основные виртуальные представительства библиотек, дала подробную информацию об их функциях и возможностях, а также предложила перспективы их развития. Мишова Валерия Викторовна (заведующий кафедрой цифровых технологий и ресурсов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук, доцент, Россия, Кемерово) в докладе «Формирование цифровых компетенций — важнейшее условие обеспечения готовности выпускника вуза к работе в условиях цифровой трансформации медицинских библиотек» осветила вопрос цифровых компетенций в отраслях экономики и здравоохранения, привела основополагающие документы и рассказала о реально существующих примерах реализации цифровых компетенций. Завершила секцию Басалаева Оксана Геннадьевна (доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, кандидат философских наук, доцент, Россия, Кемерово) докладом «Коворкинг в университетской библиотеке». Она сообщила о плюсах и минусах коворкинга, раскрыла особенности участия библиотеки в университетском коворкинге.

Далее тема коворкинга была раскрыта участниками круглого стола «Коворкинг в университетской библиотеке».

Модератор стола Терехова Марина Валентиновна (президент АМБ, директор научно-медицинской библиотеки ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск) предложила к обсуждению вопросы:

  1. Коворкинг в библиотеке — это «забытый» читальный зал или современная локация? Форматы: это точка кипения, лаунж-зона, арт-кафе или традиционное рабочее пространство? Чем он отличается от классического читального зала? Как обстоят дела у вас?
  2. Коворкинг в студенческом общежитии или на территории студгородка или в учебных корпусах. Какие факторы могут повлиять на выбор места для коворкинга внутри университета?
  3. Какие преимущества и недостатки есть у коворкинга в университетских библиотеках? Какие проблемы студентов можно решить, создавая коворкинг — зоны в библиотеках ВУЗов.

Эксперты стола:

  1. Лотова Елена Юрьевна, директор учебно-научного информационного библиотечного центра РУДН, Россия, Москва
  2. Валялина Алина Сергеевна, заведующий библиотекой ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств», Россия, Кемерово
  3. Майлова Людмила Михайловна, руководитель научной библиотеки ФГБОУ ВО КрасГМУ Минздрава России, Россия, Красноярск
  4. Ефремова Ольга Николаевна, канд. философ. наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, Россия, Кемерово.

В дискуссии приняли также участие студенты 2 курса лечебного факультета Кемеровского медицинского университета.

На круглом столе каждый эксперт высказал свою точку зрения на организацию коворкинга в современном пространстве университета.

Единогласно была подчеркнута необходимость организации новой современной модели рабочего пространства, оборудованного новейшими техническими средствами: это компьютеры, зарядные станции для гаджетов, проекторы и маркерные доски.

Кроме того, участники круглого стола акцентировали внимание на то, что коворкинг должен включать зоны отдыха с мягкими креслами и диванами, кофе-зоны, что делает его более привлекательным и комфортным местом для длительного и даже круглосуточного пребывания. В таком пространстве легче провести мозговой штурм или обсудить проект, что делает его действительно новой локацией для студентов и преподавателей. Университетские библиотеки являются идеальными площадками для внедрения этого подхода. В ходе обсуждения студенты КемГМУ подчеркнули преимущества коворкинга в университете:

  • Доступность: важно, чтобы выбранное место было легко доступно для студентов и преподавателей от их места жительства или расположения учебных корпусов.
  • Конфигурация пространства: для коворкинга требуется большое открытое пространство, либо то, которое можно разделить на зоны для индивидуальной и групповой работы.
  • Комфорт и уют: студенты и преподаватели должны чувствовать себя комфортно в выбранном месте. Поэтому важно предусмотреть зоны отдыха, кофе-автоматы и доступ к туалетным комнатам.
  • Дизайн помещения: хороший современный дизайн помещения помогает создать функциональное пространство, которое будет привлекать посетителей и способствовать их удовлетворенности пребыванием в данном помещении.
  • Безопасность: место должно быть безопасным и защищенным от внешних угроз, таких как кражи или вандализм. Возможно, потребуется установка камер видеонаблюдения и охранной сигнализации.
  • Техническое оснащение: современный коворкинг требует наличия высокоскоростного интернета, компьютеров, проекторов, экранов и другой техники, необходимой для эффективной работы.
  • Количество потенциальных пользователей: нужно учитывать количество студентов и преподавателей, которые могут воспользоваться коворкингом, чтобы избежать перегруженности.

Также были отмечены и недостатки коворкинга, такие как:

  • Конкуренция за ресурсы: в часы пиковой нагрузки может не хватать мест или оборудования.
  • Шум, отвлечения, отсутствие личного пространства: работа в открытом пространстве может быть шумной и это может вызывать дискомфорт у некоторых пользователей
  • Финансовые затраты: организация и поддержание коворкинга требуют дополнительных финансовых вложений, что может стать проблемой для бюджетов университетов.

Взвешивание преимуществ и недостатков коворкинга помогает определить, насколько этот формат подходит для конкретной университетской библиотеки и ее пользователей.

В заключении круглого стола участники Форума познакомились с опытом планирования и создания комфортной среды в Научной медицинской библиотеке ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России. Был заслушан онлайн доклад директора библиотеки Ефремовой Елены Васильевны «Создание комфортной среды в библиотеке. Этапы планирования».

Важно отметить, что коворкинг действительно открывает новые возможности для улучшения учебного процесса и научной работы. На круглом столе были рассмотрены успешные примеры внедрения коворкинга в библиотеках, а также были обсуждены перспективы его дальнейшего развития. Коворкинг представляет собой новую модель организации рабочего пространства, которая становится все более популярной в современном мире. Университетские библиотеки являются идеальными площадками для внедрения этого подхода.

Участники круглого стола отметили, что провели очень интересное и продуктивное время, что полученные знания и выводы помогут им в дальнейшем совершенствовании своих библиотек, создании современных, инновационных рабочих пространств для студентов и преподавателей.