Характеристика субъектов исследования
Для опросов были выбраны студенты, обучающиеся на 3 и 4 курсе лечебного и педиатрического факультетов. Выбор этих курсов обусловлен тем, что это уже достаточно опытные в использовании ресурсов библиотеки студенты. Выбор факультетов был ограничен наиболее распространенными факультеты клинической направленности – лечебным и педиатрическим, для устранения возможных различий в информационной подготовке респондентов.
Сбор данных
Студентам было предложено по пятибалльной шкале Лайкерта (никогда, очень редко, иногда, довольно часто, всегда) определить, в какой степени они используют предложенные виды образовательных ресурсов для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам, т. е. при самостоятельной работе. Перечень образовательных ресурсов, которые вошли в опрос, был составлен по результатам устных интервью со студентами. Образовательные ресурсы были условно разделены по формату — очные занятия, печатные учебники, электронные учебники, видео-ресурсы, интерактивные материалы, мобильные медицинские приложения. И для каждого формата были предложены возможные способы получения этого ресурса – в университете, в свободном доступе в сети интернет, приобретение в личное пользование.
Таким образом, в опрос были включены следующие возможности получения информации студентами медицинских вузов:
- Посещение лекций (собственные конспекты)
- Посещение практических занятий
- Чужие конспекты лекций
- Библиотечные печатные учебники
- Собственные печатные учебники
- Онлайн-лекции своих преподавателей
- Онлайн-лекции преподавателей других вузов
- Бесплатное обучающее видео (кроме лекций)
- Платные видеокурсы
- Электронные учебники в библиотеке вуза
- Бесплатные электронные библиотеки в Интернете
- Приобретенные электронные учебники
- Интерактивные онлайн-материалы вуза
- Свободно распространяемые интерактивные онлайн-материалы
- Приобретенные интерактивные онлайн-материалы
- Мобильные приложения вуза
- Бесплатные мобильные медицинские приложения
- Приобретенные мобильные медицинские приложения
Все перечисленные возможности получения информации можно условно разделить:
по формату — очные занятия, печатные учебники, электронные учебники, видео-ресурсы, интерактивные материалы, мобильные медицинские приложения;
по способу получения – в университете, в свободном доступе в сети интернет, приобретение в личное пользование.
Для корректного сравнения уровня использования образовательных ресурсов шкала Лайкерта была преобразована в баллы (Никогда = 1, Очень редко = 2, Иногда = 3, Довольно часто = 4, Всегда = 5).
Для выявления роли ресурсов университета в общей структуре образовательных ресурсов, которыми пользуются студенты-медики, были определены несколько бинарных показателей:
- Не пользуются собственными конспектами с очных лекций. Показателю присваивали значение «1», если респондент отвечал на вопрос об использовании конспектов – никогда или очень редко (0 или 1), значение «0» — если ответ респондента был от 2 до 5.
- Не пользуются ресурсами университета – интегральный показатель, для которого были выделены вопросы, относящиеся к информационным ресурсам университета – печатным и электронным книгам, онлайн-лекциям, интерактивным материалам и мобильным приложениям. Показатель получал значение «1», если на все вопросы ответ был от 1 до 3. Если хотя бы на один вопрос респондент отвечал «довольно часто» или «всегда» (4 или 5), то показателю присваивали значение – «0».
- Часто приобретают сторонние электронные материалы – интегральный показатель по вопросам относительно покупки видеоматериалов, электронных книг, интерактивных материалов, мобильных приложений. Показателю присваивалось значение «1», если хотя бы на один вопрос респондент отвечал «довольно часто» или «всегда» (4 или 5), и значение «0», если все ответы были «иногда» и реже.
В исследовании 2020 года, кроме выявления частоты использования разных типов ресурсов, ставилась задача определить, есть ли различия в использовании этих ресурсов при изучении студентами нового материала и при повторении изученного.
Анкета 2020В исследовании 2021 года дополнительно изучались условия чтения электронных ресурсов – устройства для чтения, предпочтительное время чтения и т. д.
В исследовании 2022 года была поставлена дополнительная задача выявить барьеры для использования ресурсов вузов.
Анкета 2022