Введение
В 2021 году АМБ инициировала стратегическую сессию, связанную с планированием ведомственных проектов в рамках стратегии развития библиотечного дела — 2030. Очный (заключительный этап) стратегической сессии стал ключевым мероприятием XIII Библиофорума «Информационные технологии в медицинских библиотеках-2021»*. В результате совместной работы библиотекарей, преподавателей, студентов и поставщиков ресурсов сформировались направления стратегии развития сообщества медицинских библиотек. Выявленный участниками сессии Топ-5 вызовов показал, что все они напрямую или косвенно связаны с уровнем квалификации сотрудников библиотек. В связи с этим, решением большинства библиотек-участниц АМБ в 2022 году было организовано исследование «Оценка кадрового потенциала медицинских библиотек». В исследовании приняли участие 32 библиотеки России (29), Беларуси (2) и Казахстана (1).
* Итоги Стратегической сессии АМБ опубликованы на сайте ассоциации https://amedlib.ru/2021/12/22/strategicheskaya-sessiya-mediczinskie-biblioteki-v-strategii-razvitiya-bibliotechnogo-dela-v-rossii/.
Цель исследования
Дать оценку кадровой оснащенности и профессиональных компетенций сотрудников библиотек медицинских вузов, в соответствии с трудовыми функциями и компетенциями нового профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
Задачи исследования
- Получить количественные показатели кадрового состава библиотек медицинских вузов (сотрудники и их рабочая нагрузка).
- Получить качественные показатели кадрового состава библиотек медицинских вузов (должность, образование, компетенции, стаж, знание иностранных языков).
- Получить показатели обеспеченности кадрами трудовых процессов медицинских библиотек в соответствии с перечнем трудовых функций и компетенций нового профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
- Выявить перечень недостающих компетенций кадрового состава библиотек медицинских вузов (профессиональных, коммуникационных, управленческих).
Общая характеристика исследования
- Методы сбора данных: заполнение унифицированной таблицы-шаблона (формат Excel); количественный онлайн опрос через сервис Google Forms.
- Период проведения опросов: 4.05.22 по 31.08.22 гг.
- Приглашение к участию через рассылку по базам АМБ, контакты по электронной почте и телефону.
Исследование проводилось в два этапа. Оценка количественных и качественных показателей кадрового состава библиотек (задачи 1-3) сформулирована на основе сводной унифицированной таблицы-шаблона (Excel), содержащей данные о 663 сотрудниках медицинских библиотек — респондентах опроса. Оценка компетенций сотрудников медицинских библиотек (задача 4) сформулирована на основе результатов опроса библиотек через сервис Google Forms, содержащих данные от 32 медицинских библиотек – респондентов опроса.
Условия исследования
- Сбор данных: Ассоциация медицинских библиотек.
- Объем выборки первого этапа — 663 респондента (сотрудники медицинских библиотек).
- Объем выборки второго этапа – 32 респондента (директора медицинских библиотек).
Вузы-участники исследования
2022 год
- Астраханский государственный медицинский университет,
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Волгоградский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Витебский государственный медицинский университет,
- Гродненский государственный медицинский университет,
- Дагестанский государственный медицинский университет,
- Западно-казахстанский медицинский университет,
- Ивановская государственная медицинская академия,
- Ижевская государственная медицинская академия,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Казанский государственный медицинский университет,
- Кемеровский государственный медицинский университет,
- Кировский государственный медицинский университет,
- КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр, Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Кубанская государственная медицинская академия,
- ГБУЗ «Кузбасская научная медицинская библиотека»,
- Курский государственный медицинский университет,
- Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии,
- Новосибирский государственный медицинский университет,
- Оренбургский государственный медицинский университет,
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Рязанский государственный медицинский университет,
- Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского,
- Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Уральский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия,
- Южно-Уральский государственный медицинский университет
- Астраханский государственный медицинский университет,
- Башкирский государственный медицинский университет,
- Волгоградский государственный медицинский университет,
- Воронежский государственный медицинский университет им. Бурденко,
- Витебский государственный медицинский университет,
- Гродненский государственный медицинский университет,
- Дагестанский государственный медицинский университет,
- Западно-казахстанский медицинский университет,
- Ивановская государственная медицинская академия,
- Ижевская государственная медицинская академия,
- Иркутский государственный медицинский университет,
- Казанский государственный медицинский университет,
- Кемеровский государственный медицинский университет,
- Кировский государственный медицинский университет,
- КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр, Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»,
- Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого,
- Кубанская государственная медицинская академия,
- ГБУЗ «Кузбасская научная медицинская библиотека»,
- Курский государственный медицинский университет,
- Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии,
- Новосибирский государственный медицинский университет,
- Оренбургский государственный медицинский университет,
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова,
- Приволжский исследовательский медицинский университет,
- Рязанский государственный медицинский университет,
- Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского,
- Северо-Осетинская государственная медицинская академия,
- Сибирский государственный медицинский университет,
- Тихоокеанский государственный медицинский университет,
- Уральский государственный медицинский университет,
- Читинская государственная медицинская академия,
- Южно-Уральский государственный медицинский университет