Итоги Юбилейного XV Форума «Информационные технологии в медицинских библиотеках» — 2023. День 2

День второй – креативный (26.10.2023)

26 октября конференц-зал ПИМУ снова гостеприимно распахнул свои двери для участников Форума и начался самый насыщенный, сложный день Форума.

Тема зарубежных электронных ресурсов уверенно закрепилась в повестке на всех библиотечных коммуникативных площадках разного уровня, не стал исключением и наш Форум. Секция «Новые подходы к формированию зарубежных коллекций – взгляд на Восток» открыла рабочую программу второго дня.

Лотова Елена Юрьевна (Директор Учебно-научного информационного библиотечного центра РУДН, Москва) в своем кратком и ярком выступлении «Хожение за три моря» — записки неутомимого библиотекаря» озвучила исторический экскурс о сотрудничестве РУДН с Индией и представила новые направления партнерства. «… У нас много студентов из Индии и печатные книги для них мы когда-то привозили в чемоданах… Сегодня мы используем электронные ресурсы на платформах JAYPEE DIGITAL и CBS Ebooks (Medical & Science) – история повторяется только на качественно новом уровне…».

Кудаев Владимир Анатольевич (генеральный директор ООО «Логосфера», Москва) в докладе «Надо чаще встречаться!» говорил о тактике и стратегии формирования фонда иностранной литературы. «…Иностранная литература занимает в фонде почетное место, в первую очередь потому, что иностранные студенты приносят ВУЗу серьезные деньги, а также потому, что именно иностранный фонд позволяет преподавателям и студентам быть в курсе развития мировой медицинской практики и образования… Самым эффективным мероприятием, значительно улучшающим позиции библиотеки в процессе формирования фонда иностранной литературы, по нашему опыту являются выездные семинары для преподавателей… В некоторых случаях, библиотека и преподаватели впервые встречаются на наших семинарах лично)».

Тему образовательных электронных ресурсов из Индии развил специально приглашенный гость Форума — Чаубей Шринивас (менеджер по развитию международного направления, Jaypee Brothers Medical Publishers Pvt Ltd., Индия, Дели). В своем подробном докладе «Jaypee Digital — Learning Management System» он представил образовательную платформу — Jaypee Digital, обеспечивающую широкие возможности для студентов и преподавателей.

Розыева Екатерина Александровна (руководитель направления централизованной подписки, ООО «Дейтабейс100К20», Москва) в докладе «Журналы Lippincott Williams&Wilkins на платформе OVID – актуальный медицинский ресурс, доступный в рамках централизованной подписки РЦНИ» сделала обзор журнальной коллекции Lippincott Williams&Wilkins и возможностей платформы OVID. Привела топы самых востребованных журналов и самых читающих организаций (который возглавил Башкирский государственный медицинский университет), согласно статистике РЦНИ.

Секция «Развитие организационной культуры в условиях цифровой трансформации» была наполнена разнообразными форматами общения. Открыл секцию классический формат докладов и сообщений.

Терехова Марина Валентиновна (Президент АМБ, директор Научно-медицинской библиотеки СибГМУ, Томск) в докладе «Поставить задачу легко: просто не забудьте это сделать в Битрикс 24» рассказала о создании онлайн-офиса в программе Битрикс-24 и организации работы по-новому.

Специально приглашенный эксперт Форума — Карауш Ирина Сергеевна (доцент НМИЦ ПН им. В.П. Сербского, Москва) в лекции «Проблемы «цифровых сотрудников»: психологический аспект» говорила об изменениях профессиональной деятельности на фоне цифровой трансформации, которые провоцируют возникновение психологических проблем. «…Частая смена профессий и видов деятельности не позволяет «вызреть» профессионалу… Определяет поколение не только и не столько возраст, сколько ценности людей, которые формируются под влиянием общественных, политических, экономических, социальных, технологических событий и воспитания в семье… Сотрудники, переходя на удаленный формат работы, могут испытывать стрессовое состояние не только по причине резкой смены формы работы, но и от осознания того факта, что их профессия может быть полностью роботизирована, и они как специалисты могут потерять свою значимость и рабочее место…»

Мешечак Наталья Александровна (исполнительный директор АМБ, Томск) об итогах исследования АМБ «Оценка кадрового потенциала в медицинских библиотеках» в докладе «Инструменты моделирования кадровых решений». «…Мы не даем оценку кадровой политики библиотек-участниц опроса, мы даем инструмент для оценки и помогаем его использовать… Срез по сотрудникам с высоким уровнем цифровых компетенций показал, что гуманитарное и библиотечное образование, а также возраст не являются препятствием для освоения цифровых навыков… Цифры, графики и диаграммы — это всегда более весомый аргумент, чем эмоции и самый трогательный рассказ о кадровых проблемах…»

Турнир онлайн-игры «НЕидеальные кадры» стал практическим завершением секции и был направлен на оттачивание навыков принятия управленческих решений. Турнир был организован с использованием программного продукта «НЕидеальные кадры» компании «Букап».

Каждая из команд получила одинаковое стартовое игровое поле и условия. Данные, загруженные в игру – кадровая ситуация реальной медицинской библиотеки. Штат библиотеки — 13 сотрудников с указанной должностной нагрузкой и нагрузкой в 9 процессах.

Задача для всех команд включить в библиотеке десятый процесс путем кадровой перестановки, соблюдая правила игры. За статус лучшего «оптимизатора» процессной и кадровой нагрузки боролись три команды директоров.

Команда победителей

Ефремова Елена Васильевна (директор библиотеки УГМУ, Екатеринбург)
Лавкина Татьяна Олеговна (директор библиотеки СамГМУ, Россия, Самара) Окорокова Надежда Алексеевна (заместитель заведующей научной библиотеки КемГМУ, Кемерово)

Сидорова Людмила Викторовна (зам. директора библиотеки СГМУ, Архангельск)

Команды достойных соперников

Юмашева Светлана Игоревна (директор Научно-медицинской библиотеки ОрГМУ, Оренбург)

Данилова Алина Вячеславовна (директор Научно-медицинской библиотеки КГМУ, Курск)

Куликовская Татьяна Львовна (директор РМБИЦ, Казань)

Майлова Людмила Михайловна (руководитель Научной библиотеки КрасГМУ, Красноярск)

Волкова Ляля Фаритовна (директор библиотеки ИГМА, Ижевск)
Лотова Елена Юрьевна (Директор Учебно-научного информационного библиотечного центра РУДН, Москва)

Петрова Наталья Николаевна (зав. библиотекой КГМУ, Киров)

Тюрежанова Гульнара Амангелдиевна (директор библиотеки ЗКМУ им. М. Оспанова, Казахстан, Актобе)

Секция «Социально значимая деятельность библиотек» впервые прозвучала на Форуме и была в том числе ориентирована на практики и опыт библиотек, обслуживающих здравоохранение.

Открыл секцию доклад Куликовской Татьяны Львовны (директор РМБИЦ, Казань) «Стратегия продвижения социально значимых проектов РМБИЦ» о социальных проектах федерального и национального уровней: «Информационное сопровождение федерального проекта «Наставничество в здравоохранении» и проекта модернизации первичного звена здравоохранения.

Насирова Елена Николаевна (заведующая отделом библиотеки НМБ ОмГМУ, Омск) в докладе «Использование креативных форм массовой работы в культурно-просветительской деятельности вузовской библиотеки» рассказала о мероприятиях (квесты, флешмобы, конкурсы), проводимых библиотекой в дистанционном режиме в эпоху пандемии.

Уникальные социокультурные проекты, реализованные в научной библиотеке ВГМУ, представила в своем выступлении «Инновационные проекты как неотъемлемая часть социокультурной деятельности библиотеки» Котельникова Наталья Алексеевна (зав. отделом библиотечного взаимодействия и социокультурных коммуникаций ОНМБ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Воронеж). «… Библиодиагноз — этот проект позволяет взглянуть на болезни, методы их диагностики, приемы и способы лечения глазами героев художественных произведений… Для студентов-медиков настоящий интернет-проект является интересным иллюстративным гидом по разным нозологиям, благодаря живому и яркому описанию примеров из художественной литературы…»

Специальное мероприятие «Мозаика социальных проектов библиотек» новый формат Форума, где из представленных участниками кейсов две команды экспертов собирают совершенно новый кейс, базирующийся на собственном опыте и идеях докладчиков.

Кейсы докладчиков

Котельникова Наталья Алексеевна – Кейс «Проект «Авторская книга». Беседы об изданиях вуза с авторами, записи которых опубликованы в соцсети ВКонтакте. Популярный контент, набирающий более 3000 просмотров.

Насирова Елена Николаевна — Кейс «Конкурс чтецов «ОмГМУ читает» как шанс быть услышанным…». Методы организации обслуживания и взаимодействия с читателями, в том числе, проведение массовых мероприятий в удаленном режиме.

Окорокова Надежда Алексеевна (зам. заведующей научной библиотеки КемГМУ, Кемерово) – Кейс «Вузовская библиотека — пространство для новых возможностей». Использование помещений библиотеки как выставочной площадки под организацию выставок картин художников Кузбасса.

Тюрежанова Гульнара Амангелдиевна (директор библиотеки ЗКМУ им. М. Оспанова, Казахстан, Актобе) Кейс – «Создание поддерживающей информационной среды для обучающихся в ЗКМУ им. Марата Оспанова». «…Помощь первокурсникам в верификации, систематизации и доступе к информации – глобальная задача библиотеки…»

Котова Ольга Валерьевна (директор ФБ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород) Кейс — «Социокультурные практики как драйвер развития библиотеки в современных условиях». Социокультурный проект Фундаментальной библиотеки ННГУ «Университет читающий» под девизом «Читать – модно!». Цель проекта – популяризация чтения, формирование условий для повышения его престижа, интереса к литературе и русскому языку среди студентов ННГУ.

Команды успешно справились с заданием, выбрав одинаковую проблему «Библиотека вуза, как площадка, теряющая свою востребованность» (одного из представленных кейсов). Далее каждая из команд пошла своим путем. Лотова Елена Юрьевна представила кейс от Команды 1, в котором проблема решается проведением мероприятий, выбранных из «копилок» каждого участника команды: Квест «Тайны информационного подземелья»; Квест «Тайна пропавшего ученого»; Экскурсия «Служебный вход»; Организация фотозоны «Рабочее место библиотекаря докомпьютерной эпохи»; Ролевая игра «Побудь библиотекарем». Команда 2 скомпилировала решение из материалов представленных кейсов и получила новый, неожиданный результат.

Эксперты

Команда 1
Лотова Елена Юрьевна (Директор Учебно-научного информационного библиотечного центра РУДН, Москва)
Ушакова Ольга Борисовна (заместитель генерального директора по библиотечной работе, ГПНТБ России, Москва)
Караульных Алина Юрьевна (зам. директора научной медицинской библиотеки СибГМУ, Томск)

Команда 2
Терехова Марина Валентиновна (Президент АМБ, директор Научно-медицинской библиотеки СибГМУ, Томск)
Карауш Ирина Сергеевна (ведущий научный сотрудник НМИЦ ПН им. В.П. Сербского, Москва)
Бонь Юлия Владимировна (зам. директора по ИТ, научная библиотека ПИМУ, Н. Новгород)

Блиц-пауза «Снимите это немедленно!» была посвящена непонятным сервисам, постам, мероприятиям, объявлениям, аббревиатурам, раздражающим наших читателей и портящим имидж библиотеки. Материалы были собраны самими библиотекарями, студентами и людьми «с улицы» (далекими от библиотек). Оформила презентацию и подготовила блестящее выступление Мария Зиберт (студентка 4 курса фармацевтического факультета, капитан команды КВН, ПИМУ). «…У библиотеки две беды – сдача и выдача… Санитарный день или как сходить в библиотеку, не привлекая внимание санитаров?…»

Отметим, что взгляд со стороны на наши сайты, группы в соцсетях, оформление входных групп и т.д. произвел неизгладимое впечатление на слушателей. В будущем нами планируется развивать подобный формат и привлекать к неформальной оценке работы библиотеки как студентов, так и преподавателей.

Рейтинг сайтов библиотек медицинских вузов, 2023

После блиц-паузы в очередной (9-й) раз подвели итоги ежегодного рейтинга сайтов библиотек медицинских вузов, наградили дипломами Топ-10 участников и продолжили тему оценки, модернизации, анализа сайтов медицинских библиотек докладами от экспертов рабочей группы проекта.

Дорошенко Александр Александрович (зав. сектором модерации сайта библиотеки ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, Россия, Воронеж; эксперт по оценке сайтов проекта «Рейтинг сайтов библиотек медицинских вузов» (2022, 2023) выступил с сообщением «Сайт библиотеки: новые решения». «…Идея — проанализировать сайты зарубежных библиотек из рейтинга 25 Most Impressive University Medical School Libraries и выделить новые и интересные решения для наших библиотечных сайтов…».

Масюк Владислав Сергеевич (администратор баз данных библиотеки ГрГМУ, Беларусь, Гродно; Эксперт по оценке сайтов проекта «Рейтинг сайтов библиотек медицинских вузов» (2022, 2023) Доклад «Поиск иголок в стоге из иголок, или опыт оценки сайтов» — взгляд с позиции эксперта по оценке сайтов и размышления для чего и для кого нужна оценка собственного сайта и мониторинг сайтов коллег. «…Опыт 2-хлетнего участия в экспертном оценивании сайтов был использован в обновлении сайта библиотеки Гродненского государственного медицинского университета, в частности: отредактировано основное меню; основательно переработана правая навигационная панель сайта; внесено «разнообразие» в меню интерактивных онлайн-форм; созданы электронные полки студента…».

Дебаты «Библиотечные сайты: в общем и в частности» стали логическим завершением блока и второго рабочего дня Форума.

Дебаты проводились на нашей площадке уже второй раз и формат не претерпел изменений. Поэтому для заинтересовавшихся даем ссылку на Итоги прошлого года, где он подробно описан. В этом году для обсуждения было вынесено 3 утверждения, перекликающиеся с темой блока:

  1. Библиотеке не нужен отдельный сайт, информацию от библиотеки нужно давать на сайте вуза (в корпоративном портале);
  2. Представительство библиотеки в соцсетях может заменить сайт;
  3. Сайт библиотеки усиливает имидж университета.

По каждому утверждению в обсуждении участвовали 2 команды. Всего в дебатах участвовало 3 команды: библиотекари, студенты и преподаватели.

1 утверждение – студенты против преподавателей (студенты – за, преподаватели – против)

2 утверждение – библиотекари против студентов (студенты – за, библиотекари – против)

3 утверждение – преподаватели против библиотекарей (преподаватели – за, библиотекари – против).

В общем зачете победили преподаватели. Всем участники Дебатов вручили памятные сертификаты. Победителей наградили дипломами и ценными подарками от Ассоциации.

Презентации опубликованы на сайте Форума.